МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ
Должностная Инструкция
I. Общие положения
1. Менеджер по персоналу относится к категории специалистов.
2. На должность Менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее
высшее образование и стаж работы по специальности в данной области
не менее 3 лет.
3. Назначение на должность Менеджера по персоналу и освобождение от
нее производится приказом Генерального директора Предприятия.
4. Менеджер по персоналу должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие
деятельность Предприятия по управлению персоналом.
4.2. Трудовое законодательство.
4.3. Цели и стратегию развития Предприятия.
4.4. Методы анализа количественного и качественного состава
работающих.
4.5. Методику планирования и прогнозирования потребности в
персонале.
4.6. Основы экономики, социологии и психологии труда.
4.7. Современные теории и практику управления персоналом.
4.8. Формы и системы оплаты труда, его стимулирования.
4.9. Порядок разработки и заключения трудовых договоров (контрактов)
и регулирования трудовых споров.
4.10. Методы оценки работников и результатов их труда.
4.11. Стандарты и унифицированные формы кадровой документации.
4.12. Основы производственной педагогики, конфликтологии, способы
предотвращения и разрешения конфликтов.
4.13. Правила и нормы охраны труда.
4.14. Конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг.
4.15. Формы и методы образовательной и тренинговой работы с
персоналом.
5. Менеджер по персоналу подчиняется непосредственно Генеральному
директору Предприятия.
6. На время отсутствия Менеджера по персоналу (командировка, отпуск,
болезнь, пр) его обязанности исполняет лицо, назначенное в
установленном порядке Генеральным директором. Данное лицо
приобретает соответствующие права и несет ответственность за
надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Задачи должности
1. Под руководством Владельцев Компании разрабатывает «Корпоративную
Политику (Концепцию) в Отношении Персонала»[1].
2. Совместно с Владельцами и Топ-менеджментом Компании формирует
основы корпоративной культуры, участвует в управлении ее развитием.
3. Совместно с Руководством Компании участвует в принятии и
осуществлении решений по вопросам найма, перевода, продвижения по
службе, объявления благодарностей, поощрений и наложения взысканий,
понижения в должности, а также увольнения работников.
4. При поддержке Руководства Компании проводит работу по управлению
социальными процессами на Предприятии, созданию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе, принимает участие в
разрешении трудовых споров и конфликтов.
5. При поддержке Владельцев и Топ-менеджмента Компании возглавляет
работу по формированию кадрового резерва из состава действующих
сотрудников Предприятия.
6. Проводит на рынке труда поиск и подбор персонала необходимых
Предприятию профессий, специальностей и квалификаций.
7. Участвует в разработке перспективных и текущих планов по работе с
персоналом. Организует обучение персонала, координирует работу по
повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.
8. Организует необходимый кадровый учет и кадровое делопроизводство
на Предприятии в соответствии с требованиями законов и
государственных стандартов.
III. Должностные обязанности
Менеджер по персоналу:
1. В соответствии с разработанной «Корпоративной Политикой
(Концепцией) в Отношении Персонала», а также исходя из
стратегических задач Компании и реально складывающейся обстановки,
на полугодовой, ежеквартальной и ежемесячной основе планирует свою
деятельность. Полугодовой, ежеквартальный и ежемесячный планы
отличаются степенью детализации заданий и конкретизацией сроков их
выполнения. Каждый из планов разрабатывается в обязательной увязке с
бюджетом Службы Персонала на соответствующий период.
2. Изучает и анализирует конъюнктуру рынка труда. Ежеквартально
делает письменный аналитический обзор-отчет для Руководства по
уровням и системам оплаты труда аналогичных должностей в аналогичных
компаниях.
3. Осуществляет поиск персонала — как собственными силами, так и
(при наличии выделенного соответствующего бюджета) во взаимодействии
с государственными и частными структурами по подбору персонала.
Поиск осуществляет в соответствии с принятым в Компании порядком —
на основе Заявок, составленных руководителями Отделов и Служб и
утвержденных Генеральным директором.
4. Проводит предварительную работу с претендентами на вакантные
должности (анкетирование, первичные собеседования и так далее).
Выявляет наиболее перспективных, рекомендует их для последующего
собеседования с Руководителями служб и Отделов, с Руководством
Компании.
5. Проводит адаптационные мероприятия в отношении новых сотрудников:
знакомство с Предприятием, Правилами внутреннего трудового
распорядка, неформальными правилами, ценностями и бизнес-обычаями
Компании. Контролирует ход, полноту и качество реализации «Плана
вхождения в должность» новых сотрудников, совместно с Руководителями
соответствующих Отделов и Служб Компании организует необходимые
экзаменационные мероприятия по завершению соответствующих этапов.
6. Организует подготовку и проведение ежегодной профессиональной
Аттестации сотрудников структурных подразделений Предприятия и их
Руководителей. Разрабатывает планы, программу аттестации, графики,
добивается подготовки руководителями отделов предварительных
заключений по каждому проходящему аттестацию их сотруднику.
Участвует в работе Аттестационной Комиссии, по результатам работы
Комиссии готовит проекты «Заключения аттестационной Комиссии».
Осуществляет иные действия и мероприятия, необходимые для успешного
проведения Аттестации.
7. Совместно с руководителями Отделов и Служб выявляет перспективные
кадры, проводит работу по формированию и подготовке кадрового
резерва — как из числа сотрудников московского офиса, так и
сотрудников Филиалов (когда и если они будут) — для выдвижения на
руководящие должности в Компании.
8. На постоянной основе ведет мониторинг социально-психологической
атмосферы в коллективе, проводит анализ деловых, функциональных,
морально-психологических качеств сотрудников. Особое внимание
уделяет достаточности мотивации персонала, его удовлетворенности
условиями и качеством работы, его лояльности и управляемости.
Ежеквартально готовит и предоставляет Руководству Компании
аналитический отчет по социальным и кадровым вопросам. При выявлении
проблем, требующих неотложного вмешательства, оперативно информирует
Руководство, готовит возможные варианты решений.
9. Совместно с Руководителями Отделов и Служб дважды в год, в период
формирования полугодовых бюджетов, разрабатывает планы целевого
обучения и тренингов персонала. Обеспечивает выполнение
утвержденного «Плана». По возможности и при необходимости,
привлекает к тренерской работе собственный персонал Компании из
числа топ-менеджеров, руководителей среднего звена и наиболее
способных линейных менеджеров.
10. Предлагает меры по повышению мотивации работников, по улучшению
условий труда, вносит предложения по рационализации системы оплаты
труда и материального стимулирования.
11. Проводит работу по рационализации организационной структуры и
штата Предприятия, разработке (переработке) Положений об Отделах и
должностных инструкций персонала.
12. Осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины
работников Предприятия, соблюдением работниками Правил внутреннего
трудового распорядка, проводит необходимую работу по укреплению
трудовой дисциплины.
13. Консультирует Руководство Предприятия, а также Руководителей
подразделений по всем вопросам, связанным с персоналом.
14. Консультирует (при необходимости — совместно с Юристом
Предприятия) работников по вопросам трудового права и норм
социальной защиты.
15. Контролирует (совместно с Юристом Предприятия) соблюдение норм
трудового законодательства в работе с персоналом, обеспечивает
кадровые решения по текущим проблемам и вопросам.
16. Разрабатывает Положение о персонале, готовит и представляет на
утверждение трудовые договоры в соответствии с требованиями
государственных органов, нормами и правилами, принятыми на
Предприятии. Согласует указанные документы с Юристом Предприятия.
17. Осуществляет кадровый учет и ведет кадровое делопроизводство на
Предприятии в соответствии с требованиями Законов и государственных
стандартов.
18. Осуществляет оформление приема, перевода, увольнения сотрудников
Предприятия в соответствии с трудовым законодательством,
положениями, инструкциями, приказами, принятыми на Предприятии.
19. Формирует и ведет личные дела сотрудников, своевременно вносит в
них необходимые изменения.
20. Заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит
подсчет трудового стажа. Выдает справки о настоящей и прошлой
трудовой деятельности сотрудников Предприятия.
21. Осуществляет воинский учет призывников и военнослужащих запаса,
работающих на Предприятии.
22. Ведет архив личных дел, подготавливает документы по истечению
установленных сроков текущего хранения к сдаче на государственное
хранение.
23. Предоставляет персональные данные в Бухгалтерию для внебюджетных
фондов и налоговой инспекции. Готовит совместно с Бухгалтерией
документы, необходимые для получения социальных льгот, для
назначения пенсий, пособий и выплат работникам и их семьям,
представляет их в органы социального обеспечения.
24. В марте и сентябре совместно с Руководителями Отделов и Служб
составляет графики отпусков. Ведет учет предоставления отпусков
работникам.
25. Изучает движение кадров, выявляет причины текучести кадров,
разрабатывает совместно с Руководителями Отделов и Служб мероприятия
по их устранению.
26. Обеспечивает составление установленной отчетности о работе с
кадрами.
27. Организует текущее взаимодействие Службы Персонала со всеми
Отделами Компании.
28. Формирует сметы затрат Службы, гарантирует правильность
содержащихся в них данных. Обеспечивает соблюдение утвержденных смет
(бюджетов) и экономию расходов.
29. Осуществляет подготовку всех установленных для Службы Персонала
форм отчетности, контролирует правильность содержащихся в них
сведений, подтверждает (визирует) их достоверность.
30. Регистрирует свои местные командировки в специальном Журнале,
хранящемся у дежурного секретаря.
31. Разрабатывает предложения по совершенствованию организационной и
кадровой структуры Службы.
32. Обеспечивает режим сохранения коммерческой тайны. Соблюдает
полную конфиденциальность сведений, которые стали ему известны в
процессе работы:
· Информация о товарооборотах и условиях оплаты с Клиентами и
Поставщиками.
· Информация об оформлении и содержании внутренней финансовой
документации Компании.
· Сведения о личных адресах и телефонах Руководителей и сотрудников.
· Размер личной заработной платы
· Другие сведения, составляющие коммерческую тайну Компании
33. Бережно относится к имуществу Компании, правильно и по
назначению использует оборудование, приборы и материалы,
представленные для работы.
34. Содержит свое рабочее место в чистоте и порядке.
35. При выполнении должностных обязанностей руководствуется в первую
очередь интересами Компании и здравым смыслом.
36. Выполняет поручения Руководства, связанные с основной
деятельностью Менеджера по персоналу, но не указанные в настоящей
инструкции.
IV. Права
Менеджер по персоналу имеет право:
1. Действовать от имени Предприятия, представлять интересы
Предприятия во взаимоотношениях с иными организациями и органами
государственной власти по вопросам формирования, использования и
развития персонала Предприятия.
2. Самостоятельно вести переписку со внешними организациями по
вопросам, входящим в его компетенцию и не требующим решения
вышестоящего Руководства.
3. Участвовать в подготовке проектов приказов, распоряжений, других
документов, связанных с вопросами формирования, использования и
развития персонала Предприятия. В пределах своей компетенции —
инициировать подготовку указанных документах.
4. Запрашивать и получать от Руководителей структурных подразделений
Предприятия необходимую информацию, требовать от соответствующих
должностных лиц предоставления в установленном порядке документов,
заявок и других сведений, необходимых для бесперебойной и
эффективной работы Службы персонала.
5. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы.
6. Вносить предложения Генеральному директору Предприятия о
привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности
сотрудников- нарушителей трудовой дисциплины.
V. Ответственность
Менеджер по персоналу несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в
пределах, определенных действующим трудовым законодательством
Российской Федерации.
2. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
действующим трудовым и гражданским законодательством Российской
Федерации.
3. За ошибки, допущенные в процессе исполнения своих
непосредственных должностных обязанностей — в пределах переменной
части заработной платы.
VI. Критерии оценки деятельности Менеджера по
персоналу
Критериями оценки деятельности Менеджера по персоналу являются:
· Благоприятная социально-психологическая атмосфера на Предприятии,
лояльность и управляемость персонала.
· Выполнение планов и сроков текущего подбора персонала.
· Соблюдение норм и правил кадрового делопроизводства и учета.
· Соблюдение трудовой дисциплины персоналом Предприятия.
· Соблюдение бюджета Службы персонала, экономия расходов.
· Отсутствие негативных оценок со стороны Руководства Компании.
· Отсутствие обоснованных претензий к Службе со стороны других
структурных подразделений Предприятия.
VII. Заключительные положения
1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах,
один из которых хранится у Предприятия, другой — у работника.
2. Задачи, Обязанности, Права и Ответственность Менеджера по
персоналу могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры,
Задач и Функций Службы Генерального директора.
3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию
вносятся приказом Генерального директора Предприятия.